ВНИМАНИЕ! наш центр работает в штатном режиме!

Все заявки принимаются и обрабатываются своевременно

Возможны незначительные задержки по срокам доставки оригиналов в связи с перебоями работы курьерских служб.
Коммунистическая, 40
Пн-пт: 9:00-19:00
Скидка 15% для новых клиентов
*Скидка действует в течение 30 дней после обращения для новых клиентов
Забрать скидку
eye-view 9

Честный ЗНАК на сидр

Честный ЗНАК на сидрСидр — это слабоалкогольный напиток, получаемый путем брожения сока яблок, груш (пуаре) или айвы. Он классифицируется под кодом ТН ВЭД — 2206 и ОКПД2 — 11.03.10.

Производители, поставщики обязаны перед выпуском на рынок декларировать безопасность продукта, предоставлять потребительскую информацию на этикетке, регистрироваться в российской системе мониторинга Честный знак (далее — ЧЗ) с нанесением на каждую товарную единицу уникального цифрового знака Data Matrix.

Процедура маркирования сидра в Честный знак позволяет бороться с контрафактной продукцией, отслеживать перемещение каждой бутылки / банки на всех этапах товарооборота.

Справка! Весь слабый и крепкий алкоголь должен проходить также через ЕГАИС.

Кому необходимо маркировать сидр

Обязанность наносить маркировочные коды распространяется на всех участников его оборота:​

  • импортеры;​
  • дистрибьюторы;​
  • оптовые поставщики;
  • изготовители;
  • розничные продавцы.​

Регистрация в системе ЧЗ необходима для доступа к личному кабинету (ЛК), через который заказываются коды Data Matrix. Маркировка обязательна для всех видов сидра, пива, пивных напитков, медовухи, независимо от упаковки, содержания алкоголя, включая безалкогольные варианты. Ориентиром для определения необходимости маркирования служат классификационные коды ОКПД2, ТН ВЭД. ​

Последовательность маркировочной процедуры

В 2024 году розничные точки и заведения общепита, реализующие сидр, обязаны фиксировать его продажу и передавать сведения в систему ЧЗ о вывода его из оборота:

  • С 15 января – при реализации сидра в кегах. Магазины и рестораны должны фиксировать момент подключения каждой емкости к оборудованию для розлива. При отпуске через кассу сведения о частичном выбытии передаются в систему маркировки.
  • С 1 июня – при продаже напитков в бутылках, банках и другой упаковке. Перед реализацией продавцу необходимо настроить кассовую программу для проверки кодов Data Matrix. При сканировании информация о выбытии автоматически поступает в систему.
  • С 1 апреля – запрет на продажу немаркированного сидра в кегах. Все остатки, произведенные до вступления новых требований в силу, должны быть реализованы до этой даты.
  • С 15 января 2025 года – запрет на реализацию сидра без цифровой маркировки независимо от вида упаковки.

Соблюдение этих требований является обязательным для всех участников рынка, нарушение грозит штрафами и изъятием продукции.

Необходимые шаги для организации процесса маркировки

Для успешной реализации маркировочной процедуры предпринимателю нужно:​

  1. Получить электронную цифровую подпись (ЭЦП): она потребуется для подписания заявок, работы в системе электронного документооборота (ЭДО), взаимодействия с ЕГАИС.​
  2. Зарегистрироваться в системе ГС1 Рус: это позволит получить глобальные номера товарных позиций (GTIN-коды).​
  3. Создать личный кабинет в системе «Честный знак»: для доступа к функционалу информационной системы.​
  4. Заполнить карточки товаров: внести информацию о продукции, включая характеристики, фотографии.​
  5. Заказать коды Data Matrix: после одобрения карточек товаров.​
  6. Нанести идентификационные знаки на продукцию: до ввода в продажу.​

Кроме того, необходимо проверить поддержку маркировки у оператора фискальных данных и обновить программное обеспечение кассового оборудования для корректной работы с маркированными товарами. ​А также участники товарооборота должны оформить необходимые разрешения на напитки (без них не пройти регистрацию в ЧЗ).

Н этикетке / упаковке сидра, кроме Дата Матрикс, обязательно указываются информация для потребителя:

  • зарегистрированный товарный знак (при наличии);
  • название, состав напитка (например, с указанием используемых фруктов);
  • наименование, адрес производителя;
  • информация об импортере (при наличии);
  • объем упаковки;
  • показатели минерализации;
  • условия хранения;
  • срок годности.

Согласно ГОСТ 31820-2015, этикеточная надпись должна соответствовать установленным правовым требованиям и ГОСТ 32061.

Если сидр изготовлен из восстановленного яблочного сока, на упаковке должна быть отметка «Приготовлено из восстановленного яблочного сока».

Для негазированных напитков допустимо не указывать слово «негазированный».

Маркировка транспортной упаковки также должна соответствовать ГОСТ 32061 и законодательным нормам.

Обязательные документы для продажи сидра

Для легальной реализации напитка необходимо оформить декларацию по техническим регламентам ТС:​

  • 021/2011 — регулирует безопасность пищевой продукции.​
  • 022/2011 — порядок маркировки.​
  • 029/2012 — требования к безопасности ароматизаторов, вспомогательных технологических средств, пищевых добавок.

Внимание! Производители должны внедрить и использовать систему ХАССП, чтобы создать безопасные условия для производственного процесса. Сертификатом, оформленными по стандарту ИСО 22000, подтверждают ее наличие и работоспособность.

Перед оформлением декларации соответствия сидр проходит обязательные лабораторные испытания. В ходе исследований оцениваются следующие показатели:

  • Органолептические свойства – проверяется внешний вид, цвет, аромат и вкус продукта.
  • Физико-химические характеристики – анализируется крепость, массовая концентрация сахаров, содержание титрируемых, летучих кислот, другие свойства.
  • Микробиологическая безопасность – проводится исследование на наличие патогенных микроорганизмов.
  • Токсикологические показатели – выявляется содержание вредных веществ, соответствие установленным нормам.

Результаты испытаний фиксируются в протоколах. При положительном заключении оформляется декларация до пяти лет.

Если действующие государственные стандарты не описывают всю технологию изготовления, компании разрабатывают и регистрируют Технические условия (ТУ). В России применяются следующие госстандарты:

  • ГОСТ Р 70110-2022 – безалкогольные сидры.
  • ГОСТ Р 59170-2020 – фруктовые, ароматизированные фруктовые.
  • ГОСТ 31820-2015 – классические.

Производитель определяет срок годности продукции, условия ее хранения в технологической инструкции.

Дополнительно, предприятия могут оформить добровольные сертификаты по ТУ / ГОСТ изготовителя, подтверждающие особые свойства продукта:

  • БИО (натуральный продукт);
  • ОРГАНИК (органическое производство);
  • ВЕГАН (без ингредиентов животного происхождения);
  • БЕЗ ГМО (не содержит генно-модифицированных компонентов).

Кроме того, предприниматели могут зарегистрировать товарный знак, а также провести штрихкодирование продукции для автоматизации учета и продажи через маркетплейсы.

Штрафные санкции за нарушение правил маркировки

Отсутствие цифровой маркировки на сидре является нарушением законодательства и влечет административную ответственность:​

  • Для должностных лиц: штраф до 10 000 рублей.​
  • Для юридических лиц: штраф до 300 000 рублей.​

Кроме того, немаркированная продукция подлежит изъятию из оборота. В случае крупного объема незаконно реализованных изделий возможно привлечение к уголовной ответственности.

В организации необходимых мероприятий обращайтесь в центр Гортест Сибирь. Бесплатно проконсультируем по всем вопросам.

Вопрос-ответ

Где найти информацию о требованиях к маркировке сидра?

Правила обязательного маркирования слабоалкогольных напитков устанавливает ПП РФ № 2173. В документе содержатся перечень подконтрольной продукции, сроки внедрения маркировочной процедуры, порядок нанесения идентификационных знаков Data Matrix.

Задать вопрос специалисту