ВНИМАНИЕ! наш центр работает в штатном режиме!

Все заявки принимаются и обрабатываются своевременно

Возможны незначительные задержки по срокам доставки оригиналов в связи с перебоями работы курьерских служб.
Коммунистическая, 40

Режим работы: Пн-Пт: 9:00-19:00

Обязательная маркировка товаров

eye-view 3
17-08-2021

Обязательная маркировка товаров – это процесс нанесения на потребительскую упаковку, сами изделия или товарный ярлык средств идентификации согласно требованиям действующего законодательства. Наличие такого знака на таре обеспечивает прослеживаемость продукции, сокращает долю контрафакта на рынке.

Проект реализует через «Честный знак» с 2019 года, а полное внедрение маркировки ожидается к 2024 году.

Для каких товаров введена обязательная маркировка?

Перечень продукции, на которую должны быть нанесены средства идентификации, указан в Распоряжении Правительства РФ №792-р от 28.04.2018 года. Это:

  • все виды табачных изделий;
  • парфюмерия (за исключением пробников);
  • резиновые шины и покрышки;
  • фармацевтические средства (лекарства, БАДы, ветеринарные препараты и перевязочные средства);
  • изделия легкой промышленности (одежда, в том числе рабочая), кухонное и постельное белье;
  • фотокамеры (за исключением камер для киносъемки);
  • сыр и мороженое.

Список постоянно дополняется новыми позициями. Так, с сентября 2021 года новые правила станут обязательными для:

  • велосипедов и рам для них;
  • молочных изделий с периодом годности более 40 суток.

С 1 декабря 2021 года перечень пополнится молочной продукцией с периодом хранения менее 40 суток. Также нанесение кодов идентификации в ближайшее время станет обязательным для фасованной в бутылки питьевой воды (сроки введения этого требования будут определены позднее).

Установлено, что подконтрольная продукция должна быть промаркирована в соответствии с новыми правилами до момента ее выпуска в оптовую или розничную продажу.

Отсутствие на товаре кода маркировки (КМ) влечет ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ: это либо денежный штраф суммой до 10 000 руб. для ИП и до 300 000 для юридических лиц, либо изъятие товаров из оборота.

Если для конкретного типа изделий пока не установлены новые правила о маркировке, то производитель (поставщик) вправе присоединиться к проекту на добровольной основе. Этот шаг позволит заранее «обкатать» те требования изменения, которые позже станут обязательными, и укрепить доверие потребителей к своей продукции.

Если стоимость не маркированной по закону продукции превышает 1,5 млн. рублей, то административная ответственность за нарушение может перерасти в уголовную. Согласно ч. 1 ст. 171.1 УК РФ предпринимателю грозит лишение свободы на срок до 3-х лет с наложением денежного штрафа суммой до 3 млн рублей.

Какие средства идентификации наносятся на упаковку?

Маркировка предполагает нанесение на само изделие, потребительскую упаковку или ярлык-вкладыш специального кода DataMatrix. Это двухмерный штриховой код, который внешне представляет собой прямоугольник со случайной последовательностью черных и белых точек. Он должен быть расположен на каждой единице товара: именно так обеспечивается их прослеживаемость на пути от производства до конечного покупателя.

Каждый код DataMatrix является уникальным. Он генерируется в специальной системе, которая гарантирует защиту от взлома и несанкционированного использования дубликатов.

КМ вмещает больше сведений о продукте, чем использовавшиеся на рынке ранее линейные и QR-коды. В нем содержатся сведения о:

  • наименовании изготовителя;
  • стране происхождения продукции;
  • характеристиках самого товара: названии, модели, составе и т.д.

Зашифрованные данные доступны для считывания с помощью специального сканера. Информация может быть расшифрована даже в том случае, если 30% штрихового кода повреждено (например, стерто).

Стоимость генерации одного штрихкода DataMatrix в программе «Честный знак» составляет 0,5 рублей без НДС. Эта цена «заморожена» на 15 лет. Если предприниматель присоединяется к проекту добровольно (на стадии эксперимента), то в данный период коды для него генерируются бесплатно.

Как предпринимателю подготовиться к внедрению обязательной маркировки?

Чтобы маркировать товарный ассортимент в соответствии с требованиями законодательства, предпринимателю необходимо совершить следующие подготовительные шаги:

  1. Оформить усиленную квалифицированную подпись, которой будут визироваться электронные документы.
  2. Подключиться к системе электронного документа: передача средств идентификации осуществляется только таким способом.
  3. Пройти онлайн-регистрацию в системе «Честный Знак».
  4. Обновить порядок учета товаров, настроив его для работы по новым правилам маркирования.
  5. Описать весь подконтрольный ассортимент в Национальном каталоге.
  6. Приобрести необходимое оборудование: маркиратор и 2D-сканер.

Точкам розничных продаж необходимо дополнительно обновить онлайн-кассу и заключить соглашение с оператором фискальных данных (ОФД) для работы с КМ.

Если законодательством РФ предусмотрена возможность возврата определенных товаров (например, одежды, обуви и т.д.), то КМ следует размещать в таком месте, где он в наименьшей степени может быть подвержен. Как правило, крупные торговые сети требуют, чтобы коды сохранялись 5 лет. Если код будет поврежден более чем на 30%, то изделие нужно списать или перемаркировать.

Порядок нанесения кодов маркировки

Функционирование системы кодирования товаров знаками DataMatrix сводится к следующим основным этапам:

  1. Фирма-изготовитель описывает весь ассортимент товаров на специальном портале, направляет Оператору запрос на создание средства идентификации по системе электронного документооборота.
  2. Оператор генерирует уникальный криптозащищенный код и передает его организации.
  3. Компания наносит КМ на потребительскую упаковку или ярлык.
  4. Штрихкод сканируется при перемещении продукции, растаможке, оптовой или розничной продаже.

КМ передается от одного владельца к другому вместе с товаром по ЭДО.

Информация о движении продукции отражается в специальной информационной базе до момента вывода из оборота. После этого код повторно не используется.

Введение маркировки Дата Матрикс призвано обеспечить свободное перемещение продукции на территории России, сократить рынок поддельных и контрафактных изделий, защитить права потребителей и предоставить им полную информацию о передвижении изделий с производства до фактической реализации.

Как зарегистрироваться в системе «Честный Знак»?

Обязательная система маркировки товаров предполагает, что предприниматели для начала работы должны зарегистрироваться в системе «Честный Знак» (ее другое название – ГИС МТ). Чтобы пройти установленную законодательством процедуру, необходимо:

  • оформить электронную подпись;
  • подготовить рабочее место в соответствии с требованиями ГИС МТ:
  • подать заявку на регистрацию на официальном сайте «Честный Знак».

Заявка обрабатывается в течение 24 часов. Ответ Оператора поступает на электронную почту, указанную при регистрации. В случае успешного завершения процедуры письмо содержит ссылку для входа в личный кабинет ГИС МТ.

Следующий этап – заполнение профиля на сайте. В нем указывается:

  • статус предпринимателя: производитель или дистрибьютор;
  • название оператора ЭДО заявителя;
  • наименования товарных групп, с которыми работает бизнесмен;
  • сведения о членстве в ассоциации ГС1 РУС.

В личном кабинете также отражаются данные об организации, полученные из ЭП. Их корректность следует проверить, а при необходимости – исправить фактический адрес компании, контактные данные. В личном кабинете также добавляется информация о пользователях, которые будут работать в программе, банковских реквизитах фирмы.

Функциональность личного кабинета, включая генерацию КМ, становится полностью доступной для предпринимателя после подписания обязательных документов. Система предлагает их завизировать автоматически.

Чтобы продавать оптом или в розницу товары, подлежащие обязательной маркировке, бизнесмен обязан промаркировать их кодом Дата Матрикс. Узнать подробнее о том, как присоединиться к проекту, получить помощь в регистрации, настройке системы маркировки на предприятии, обратитесь к экспертам «Гортест Сибирь».

Закажите расчет стоимости необходимого вам документа