Разработка ГОСТа
Содержание
Государственный стандарт (ГОСТ) – это нормативно-правовой акт, принятый в установленном порядке, в котором указаны требования к качеству и безопасности товаров или услуг, организации производственного процесса, выполняемые компаниями и ИП на обязательной или добровольной основе.
Разработка документации ГОСТ регламентирована профильным госстандартом – 1.2-2020.
Область применения
В ст. 1 ГОСТ 1.2-2020 указано, что документ устанавливает правила разработки и введения в действие национальных стандартов РФ. Также в нормативном акте определен порядок пересмотра ГОС с целью их актуализации, внесения правок, приостановления и отмены действия.
В ст. 1 указано, что гос.стандарт не устанавливает исчерпывающий перечень правил и требований, которые должны соблюдаться при разработке и принятии ГОСТ. Порядок осуществления работ также регулируется положениями государственных контрактов.
Ссылки на законодательство
В ст. 2 ГОСТ 1.2-2020 прописано, что при его составлении разработчики опирались на положения следующих стандартов:
- 1.1-2002 – содержит термины и определения для межгосударственной стандартизации;
- 1.5-2001 – устанавливает общие правила построения системы межгосударственной стандартизации;
- 1.6-2013 – определяет правила стандартизации на территории России;
- 1.7 – содержит правила и порядок составления российских стандартов на основании международных;
- 1.8 – посвящен разработке, применению и прекращению в РФ межгосударственных ГОСТов;
- 1.14 – посвящен программам стандартизации в РФ и т.д.
Дополнительно использовалась информация из общероссийского классификатора стандартов.
Общие положения
Разработка документов ГОСТ осуществляется в целях решения задач по стандартизации, которые сформулированы в федеральном законодательстве.
Текст документа должен отображать актуальные тенденции в развитии науки и техники, соответствовать специфике конкретного вида производственной деятельности. Также при написании стандартов учитывают положения международных нормативных актов.
Новый гос.стандарт не должен противоречить тем нормам, которые закреплены в Конституции РФ и в федеральном законодательстве, дублировать положения действующих ГОСТ или устанавливать требования к безопасности продукции ниже тех, которые были определены ранее.
Требования, излагаемые в тексте документа, должны быть увязаны с положениями технических регламентов ЕАЭС, соответствовать правилу о единстве измерений. Они должны проверяться объективными методами, излагаться в краткой и доступной форме.
Разработка стандартов
Законодательно определен следующий порядок действий:
- решение организационных моментов;
- написание 1-й редакции и ее публичное обсуждение;
- написание окончательной редакции с обсуждением;
- принятие документа уполномоченными органами;
- опубликование стандарта.
В ходе каждого из приведенных этапов разработчики учитывают положения действующих законов и обратную связь от участников рынка.
Организация разработки стандарта
Написание и приятие ГОСТов возможно только в том случае, если их тема входит в национальную программу стандартизации, которая готовится ежегодно на следующий календарный год.
Тема будущего стандарта должна относиться к сфере ведения хотя бы одного из существующих Технических комитетов (далее – ТК). Если это правило не выполняется, вначале проводится работа по созданию нового ТК.
Разработка проекта госстандарта (первая редакция)
В роли составителя первой редакции вправе выступать как организации, так и физические лица. При этом они могут действовать как за счет государственных, так и за счет собственных средств. С разработчиком заключается контракт, в котором прописываются права и обязанности сторон. Готовится не только сам текст, но и пояснительная записка к нему.
В пояснениях содержится обоснование целесообразности разработки программной документации ГОСТ, сведения о ее соответствия законам РФ и ЕАЭС, о проведенных исследованиях и изученной документации, об объекте, которому посвящен госстандарт. Документ заверяется автором-составителем и его руководителем.
Далее первая редакция направляется для согласования в ТК, работающий в конкретной сфере. У ТК имеется 10-ти-дневный срок на рассмотрение. Если ответ положительный, сведения о разработанном стандарте размещаются на соответствующем сайте для получения обратной связи, с указанием дат публичных обсуждений (их срок составляет 60-90 дней). С проектом знакомятся государственные органы, заинтересованные компании и граждане, направляют в электронном виде отзывы.
После окончания срока публичных обсуждений ТК анализирует все поступившие отзывы и дорабатывает в соответствии с ними первоначальную редакцию.
Подготовка и принятие окончательной редакции
Конечная редакция готовится с учетом отзывов в сроки, определенные национальной программой стандартизации. Далее готовая документация направляется в ТК. В комплект входят:
- текст документа;
- сводка отзывов;
- пояснительная записка, где в числе прочего содержится сведения об итогах публичного обсуждения.
После получения документации секретариат проводит экспертизу. Если она осуществляются в ускоренном порядке, то срок проверки не может превышать 20 календарных дней. В ином случае процедура занимает 30 дней.
При положительном результате проверок окончательная редакция ГОСТ публикуется в интернете.
Принятие и регистрация нового ГОСТ
После завершения экспертизы и принятия положительного решения ТК отправляет в уполномоченный гос.орган:
- конечную редакцию с обозначением «В набор»;
- протокол заседания ТК;
- экспертное заключение;
- официальное предложение об утверждении ГОСТа;
- пояснительную записку;
- сводку отзывов.
Уполномоченный орган определяет дату введения ГОСТа в действие, принимает решение о возможности его досрочного применения. Также определяется порядок регистрации документа, осуществляется его публикация в интернете.
Обновление, отмена стандарта
Обновление гос.стандартов требуется, если они:
- противоречат нормам действующего законодательства, в том числе тех.регламентам;
- морально устарели, т.е. не отвечают актуальному уровню технического развития;
- противоречат положениям вновь разрабатываемых правовых актов.
Пересмотр ГОСТа и внесение изменений осуществляются на основе предложения уполномоченного ТК. Цель – приведение стандарта в соответствие с нормами законодательства, текущим уровнем развития техники, распространение в РФ передового мирового опыта и т.д.
Решение об изменении принимается ТК в течение 30-ти дней с момента получения предложения от заинтересованных лиц.
Если таких предложений нет, то положения госстандартов пересматриваются каждые 5 лет.
Порядок внесения изменений в ГОСТ
Изменения в стандарт могут предполагать:
- замену (модификацию) или упразднение определенных положений;
- изменения используемых методов контроля (испытаний);
- обновление редакции, добавление (или удаление) включенных в текст ссылок.
Изменения вносятся в соответствии с национальной программой стандартизации уполномоченным федеральным органом. За всю историю существования стандарта их может быть не более 3. Далее требуется пересмотр документа в целом и принятие нового.
Для внесения изменений готовится новая редакция документа и пояснительная записка, в которой описывается суть и целесообразность вносимых коррективов.
Процедура проводится организацией, уполномоченной в сфере стандартизации.
Изменения вступают в действие в 30-ти-дневный период с момента их утверждения – уведомление об этом должно быть размещено в открытом доступе в интернете.
Отмена госстандарта
Согласно действующему законодательству ГОСТ отменяется, если:
- выявлены несоответствия его положений установленным требованиям;
- он заменен другим, более актуальным стандартом;
- введен в действие новый законодательный акт той же тематики;
- прекращено производство товаров (оказания услуг), которым был посвящен нормативный акт;
- принято соответствующее решение Комиссией уполномоченного органа в сфере стандартизации в иных случаях.
Установлено, что при отмене обязательно обеспечение интересов всех заинтересованных лиц.
В первых двух перечисленных ситуациях отмене предшествуют публичные обсуждения заменяющего нормативного документа. В остальных случаях принимаются мотивированные предложения от госорганов, заинтересованных физических и юридических лиц. Далее проводятся их публичные обсуждения, срок которых не может быть менее 60 календарных дней.
Решение об отмене стандарта принимается уполномоченным госорганом, по представлению ТК. Информация об этом публикуется в открытом доступе в Интернете.
Остались вопросы? Разобраться в нюансах разработки, модификации и отмены ГОСТов, а также в порядке составления технических условий и СТО помогут эксперты «Гортест Сибирь».
Звоните! Консультации бесплатны.