ВНИМАНИЕ! наш центр работает в штатном режиме!

Все заявки принимаются и обрабатываются своевременно

Возможны незначительные задержки по срокам доставки оригиналов в связи с перебоями работы курьерских служб.
Коммунистическая, 40

Режим работы: Пн-Пт: 9:00-19:00

Разработка ГОСТа — файл

eye-view 1

Государственный стандарт (ГОСТ) – это нормативно-правовой акт, принятый в установленном порядке, в котором указаны требования к качеству и безопасности товаров или услуг, организации производственного процесса, выполняемые компаниями и ИП на обязательной или добровольной основе.

Разработка документации ГОСТ регламентирована профильным госстандартом – 1.2-2020.

Область применения

В ст. 1 ГОСТ 1.2-2020 указано, что документ устанавливает правила разработки и введения в действие национальных стандартов РФ. Также в нормативном акте определен порядок пересмотра ГОС с целью их актуализации, внесения правок, приостановления и отмены действия.

В ст. 1 указано, что гос.стандарт не устанавливает исчерпывающий перечень правил и требований, которые должны соблюдаться при разработке и принятии ГОСТ. Порядок осуществления работ также регулируется положениями государственных контрактов.

Ссылки на законодательство

В ст. 2 ГОСТ 1.2-2020 прописано, что при его составлении разработчики опирались на положения следующих стандартов:

  • 1.1-2002 – содержит термины и определения для межгосударственной стандартизации;
  • 1.5-2001 – устанавливает общие правила построения системы межгосударственной стандартизации;
  • 1.6-2013 – определяет правила стандартизации на территории России;
  • 1.7 – содержит правила и порядок составления российских стандартов на основании международных;
  • 1.8 – посвящен разработке, применению и прекращению в РФ межгосударственных ГОСТов;
  • 1.14 – посвящен программам стандартизации в РФ и т.д.

Дополнительно использовалась информация из общероссийского классификатора стандартов.

Общие положения

Разработка документов ГОСТ осуществляется в целях решения задач по стандартизации, которые сформулированы в федеральном законодательстве.

Текст документа должен отображать актуальные тенденции в развитии науки и техники, соответствовать специфике конкретного вида производственной деятельности. Также при написании стандартов учитывают положения международных нормативных актов.

Новый гос.стандарт не должен противоречить тем нормам, которые закреплены в Конституции РФ и в федеральном законодательстве, дублировать положения действующих ГОСТ или устанавливать требования к безопасности продукции ниже тех, которые были определены ранее.

Требования, излагаемые в тексте документа, должны быть увязаны с положениями технических регламентов ЕАЭС, соответствовать правилу о единстве измерений. Они должны проверяться объективными методами, излагаться в краткой и доступной форме.

Разработка стандартов

Законодательно определен следующий порядок действий:

  • решение организационных моментов;
  • написание 1-й редакции и ее публичное обсуждение;
  • написание окончательной редакции с обсуждением;
  • принятие документа уполномоченными органами;
  • опубликование стандарта.

В ходе каждого из приведенных этапов разработчики учитывают положения действующих законов и обратную связь от участников рынка.

Организация разработки стандарта

Написание и приятие ГОСТов возможно только в том случае, если их тема входит в национальную программу стандартизации, которая готовится ежегодно на следующий календарный год.

Тема будущего стандарта должна относиться к сфере ведения хотя бы одного из существующих Технических комитетов (далее – ТК). Если это правило не выполняется, вначале проводится работа по созданию нового ТК.

Разработка проекта госстандарта (первая редакция)

В роли составителя первой редакции вправе выступать как организации, так и физические лица. При этом они могут действовать как за счет государственных, так и за счет собственных средств. С разработчиком заключается контракт, в котором прописываются права и обязанности сторон. Готовится не только сам текст, но и пояснительная записка к нему.

В пояснениях содержится обоснование целесообразности разработки программной документации ГОСТ, сведения о ее соответствия законам РФ и ЕАЭС, о проведенных исследованиях и изученной документации, об объекте, которому посвящен госстандарт. Документ заверяется автором-составителем и его руководителем.

Далее первая редакция направляется для согласования в ТК, работающий в конкретной сфере. У ТК имеется 10-ти-дневный срок на рассмотрение. Если ответ положительный, сведения о разработанном стандарте размещаются на соответствующем сайте для получения обратной связи, с указанием дат публичных обсуждений (их срок составляет 60-90 дней). С проектом знакомятся государственные органы, заинтересованные компании и граждане, направляют в электронном виде отзывы.

После окончания срока публичных обсуждений ТК анализирует все поступившие отзывы и дорабатывает в соответствии с ними первоначальную редакцию.

Подготовка и принятие окончательной редакции

Конечная редакция готовится с учетом отзывов в сроки, определенные национальной программой стандартизации. Далее готовая документация направляется в ТК. В комплект входят:

  • текст документа;
  • сводка отзывов;
  • пояснительная записка, где в числе прочего содержится сведения об итогах публичного обсуждения.

После получения документации секретариат проводит экспертизу. Если она осуществляются в ускоренном порядке, то срок проверки не может превышать 20 календарных дней. В ином случае процедура занимает 30 дней.

При положительном результате проверок окончательная редакция ГОСТ публикуется в интернете.

Принятие и регистрация нового ГОСТ

После завершения экспертизы и принятия положительного решения ТК отправляет в уполномоченный гос.орган:

  • конечную редакцию с обозначением «В набор»;
  • протокол заседания ТК;
  • экспертное заключение;
  • официальное предложение об утверждении ГОСТа;
  • пояснительную записку;
  • сводку отзывов.

Уполномоченный орган определяет дату введения ГОСТа в действие, принимает решение о возможности его досрочного применения. Также определяется порядок регистрации документа, осуществляется его публикация в интернете.

Обновление, отмена стандарта

Обновление гос.стандартов требуется, если они:

  • противоречат нормам действующего законодательства, в том числе тех.регламентам;
  • морально устарели, т.е. не отвечают актуальному уровню технического развития;
  • противоречат положениям вновь разрабатываемых правовых актов.

Пересмотр ГОСТа и внесение изменений осуществляются на основе предложения уполномоченного ТК. Цель – приведение стандарта в соответствие с нормами законодательства, текущим уровнем развития техники, распространение в РФ передового мирового опыта и т.д.

Решение об изменении принимается ТК в течение 30-ти дней с момента получения предложения от заинтересованных лиц.

Если таких предложений нет, то положения госстандартов пересматриваются каждые 5 лет.

Порядок внесения изменений в ГОСТ

Изменения в стандарт могут предполагать:

  • замену (модификацию) или упразднение определенных положений;
  • изменения используемых методов контроля (испытаний);
  • обновление редакции, добавление (или удаление) включенных в текст ссылок.

Изменения вносятся в соответствии с национальной программой стандартизации уполномоченным федеральным органом. За всю историю существования стандарта их может быть не более 3. Далее требуется пересмотр документа в целом и принятие нового.

Для внесения изменений готовится новая редакция документа и пояснительная записка, в которой описывается суть и целесообразность вносимых коррективов.

Процедура проводится организацией, уполномоченной в сфере стандартизации.

Изменения вступают в действие в 30-ти-дневный период с момента их утверждения – уведомление об этом должно быть размещено в открытом доступе в интернете.

Отмена госстандарта

Согласно действующему законодательству ГОСТ отменяется, если:

  • выявлены несоответствия его положений установленным требованиям;
  • он заменен другим, более актуальным стандартом;
  • введен в действие новый законодательный акт той же тематики;
  • прекращено производство товаров (оказания услуг), которым был посвящен нормативный акт;
  • принято соответствующее решение Комиссией уполномоченного органа в сфере стандартизации в иных случаях.

Установлено, что при отмене обязательно обеспечение интересов всех заинтересованных лиц.

В первых двух перечисленных ситуациях отмене предшествуют публичные обсуждения заменяющего нормативного документа. В остальных случаях принимаются мотивированные предложения от госорганов, заинтересованных физических и юридических лиц. Далее проводятся их публичные обсуждения, срок которых не может быть менее 60 календарных дней.

Решение об отмене стандарта принимается уполномоченным госорганом, по представлению ТК. Информация об этом публикуется в открытом доступе в Интернете.

Остались вопросы? Разобраться в нюансах разработки, модификации и отмены ГОСТов, а также в порядке составления технических условий и СТО помогут эксперты «Гортест Сибирь».

Звоните! Консультации бесплатны.

Задать вопрос специалисту

Мы имеем
филиалы в 8 городах России

г. Новосибирск,
Коммунистическая, 40

Телефон:+7 (383) 202-10-77

г. Красноярск,
Карла Маркса, 93а

Телефон:+7 (391) 989-82-06

г. Барнаул,
Красноармейский просп., 47

Телефон:+7 (385) 22-22-815

г. Кемерово,
ул. Тухачевского, 22А

Телефон:+7 (384) 22-33-025

г. Хабаровск,
Тургенева 26А

Телефон:+7 (421) 292-95-82

г. Владивосток,
Океанский пр-кт, д.45

Телефон:+7 (423) 205-57-80

г. Омск,
70 лет Октября, 19

Телефон:+7 (381) 220-73-70

г. Иркутск,
ул. Ленина, 18

Телефон:+7 (395) 226-57-99