Стабилизаторы, предназначенные для автоматической регулировки напряжения в сети, бывают электрического или электромеханического типа. Они классифицируются по количеству фаз, принципу действия, функционалу и назначению. Приборы применяются в быту и промышленности. Вне зависимости от предназначения все устройства подлежат обязательной оценке соответствия техническим регламентам, действующим в странах Таможенного Союза (ЕАЭС).
От области применения зависит, какой разрешительный документ должен получить изготовитель (поставщик) – сертификат соответствия на стабилизатор или декларацию. За их отсутствие организации и предприниматели привлекаются к административной ответственности. Чтобы избежать негативных для бизнеса последствий, необходимо до выпуска продукции в обращение пройти все испытания, предусмотренные законодательством.
Порядок проведения сертификационных процедур
Сертификат на стабилизатор оформляют после проведения лабораторных испытаний, цель которых заключается в подтверждении соответствия требованиям следующих ТР ТС:
- 004/2011 – содержит нормы безопасности низковольтного оборудования;
- 020/2011 – контролирует электромагнитную совместимость устройств.
Первый этап оценки соответствия — проверка перечня документации производителя или импортера. После идентификации продукции выбирается схема сертификации или декларирования. Это могут быть испытания партии товаров и серийных устройств. Для серийно выпускаемых изделий требуется организация производственного контроля.
Сертификат оформляется на электроприборы, используемые в быту. Декларацию на стабилизатор регистрируют, если оборудование является промышленным. Заявитель самостоятельно и с помощью эксперта вносит в личный кабинет на сайте ФГИС Росаккредитации доказательные материалы – протоколы испытаний и акты проверки производства. При регистрации декларации необходимо использовать электронную подпись.
Для исследований в лаборатории производится отбор образцов. Процедура проводится согласно методам, установленным в нормативных документах. Проверяются следующие показатели качества и безопасности изделий:
- прочность корпуса, устойчивость к механическим воздействиям, износостойкость;
- пылезащищенность, защита от влаги;
- электромагнитная совместимость с другими электроприборами, а также способность функционировать, не создавая помехи для других устройств;
- стойкость к перегреву оборудования, перепадам напряжений и коротким замыканиям в электрической сети;
- наличие системы автоматического отключения при чрезмерном снижении или повышении напряжения;
- устойчивость к вибрации и другие показатели.
Фактические данные сравниваются с установленными нормативами. Эти сведения вносятся в протокол испытаний. Положительное заключение эксперта является основанием для оформления разрешительной документации, сроки действия которой составляют:
- для партии – период действия не устанавливается, ограничением является срок службы стабилизатора;
- для серии изделий – максимальный срок составляет пять лет при наличии на предприятии сертифицированной СМК ИСО 9001.
После прохождения оценочных процедур с положительным результатом предприниматели маркируют товар знаком обращения ЕАС. Он свидетельствует о соответствии нормам качества и безопасности, принятым на территории ЕАЭС.
Если во время оценки соответствия выявлены отклонения от норм, заявитель получает официальный отказ в выдаче разрешительного документа. Он должен устранить несоответствия, после чего может пройти сертификационные процедуры повторно.
Разработка технической и эксплуатационной документации
Каждый изготовитель оборудования перед запуском производства должен разработать следующие документы:
- Технические условия (ТУ). На основании ТУ осуществляются производственные процессы, если технология изготовления продукции не соответствует ни одному ГОСТу. В ТУ содержатся сведения о выпускаемых устройствах, требования безопасности, описание технологических процессов, используемое оборудование, сырьевой состав, а также порядок маркировки и упаковки, условия хранения и транспортировки.
- Паспорт изделия. Документ содержит информацию о единице изготавливаемого устройства, сопровождает его на протяжении всего периода эксплуатации – с момента изготовления до утилизации. В паспорте указываются условия изготовления продукции, технические параметры, эксплуатационные характеристики, которые требуются для обеспечения безопасности в процессе функционирования оборудования. Цель процедуры – предоставить информацию, необходимую для потребителя: основные параметры изделия, свойства и технические характеристики, правила безопасной эксплуатации, меры предосторожности.
- Руководство по эксплуатации. Этот документ содержит все сведения об особенностях конструкции изделия, составляющих частях, способах использования по назначению, нормы безопасности, которые обязательны к соблюдению при работе с оборудованием. Эксплуатационное руководство может содержать не только текст, но и различные графические символы, схемы, изображения, фото, позволяющие точно применять все правила для безопасного функционирования стабилизатора напряжения. В руководство входит описание принципов действия прибора, наиболее оптимальные режимы его работы, инструкция по техническому обслуживанию и ремонту, способы проверки.
Оформление добровольного сертификата
После обязательного подтверждения соответствия нормам ТР ТС заявитель может инициировать проведение сертификации в одной из добровольных систем, внесенных в реестр Росстандарта. Целью процедуры является:
- дополнительное подтверждение качества;
- повышение шансов на победу при участии в тендерах и госзакупках в соответствии с положениями Федеральных Законов РФ №44-ФЗ и № 223-ФЗ;
- помощь в создании положительного имиджа компании;
- укрепление доверия потребителей и другие.
В ходе проверки можно подтвердить различные показатели в соответствии с положениями профильного стандарта или ТУ.
Срок действия добровольного сертификата составляет один или три года.
Что требуется для прохождения процедуры?
Чтобы получить разрешительную документацию на стабилизаторы напряжения или добровольный сертификат, изготовители и импортеры могут обратиться за помощью в сертификационный центр. Для этого необходимо заполнить заявку, подготовить перечень документации:
- регистрационные свидетельства ОГРН и ИНН, уставные документы;
- коды ОКПД 2, ТН ВЭД на товар, ассортимент, технические характеристики, область применения;
- перечень используемых стандартов (ТУ), согласно которым изготавливается продукция;
- макет этикетки с маркировочными сведениями;
- паспорт изделия, инструкции, руководства по эксплуатации;
- контракт, инвойс, договор уполномоченного лица (для сертификации импортных устройств).
Список документов может быть дополнен. Он формируется при обращении в центр сертификации. Эксперты ЦС «Гортест Сибирь» ответят на все возникшие вопросы. Консультации предоставляются бесплатно.