ВНИМАНИЕ! наш центр работает в штатном режиме!

Все заявки принимаются и обрабатываются своевременно

Возможны незначительные задержки по срокам доставки оригиналов в связи с перебоями работы курьерских служб.
Коммунистическая, 40
Пн-пт: 9:00-19:00
Скидка 15% для новых клиентов
*Скидка действует в течении 30 дней после обращения для новых клиентов
Забрать скидку
eye-view 27

Регистрация договора коммерческой концессии

Модель сотрудничества по франшизе позволяет приобретателю (франчайзи) извлекать прибыль от использования продуктов чужого интеллектуального труда, а правообладателю (франчайзеру) получать пассивный доход от предоставления «в аренду» принадлежащих исключительных прав.

При заключении сделки фиксируется объем делегируемых правомочий, включающих кроме средств индивидуализации передаваемые корпоративные стандарты, наработанный имидж и производственные технологии.

Регистрация договора коммерческой концессии – обязательная процедура, игнорирование которой приравнивается к несостоявшейся передаче права с юридическими и налоговыми последствиями.

Выгоды сторон при заключении договора франчайзинга

Развитие франчайзинговой сети позволяет правообладателю расширить бизнес без открытия филиалов и обособленных представительств, а пользователю получить работоспособную и приносящую доход модель без существенных вложений. Взаимовыгодное сотрудничество базируется на вмененных обязательствах сторон, включающих:

  1. Обязанности франчайзера (ст. 1031 ГК РФ):
  • обеспечивать технической и коммерческой документацией по осуществлению переданных прав;
  • оказывать информационно-консультационные услуги, включая инструктивные материалы и повышение уровня квалификации персонала;
  • контролировать уровень качества реализуемой продукции.
  1. Обязанности франчайзи (ст. 1032 ГК РФ):
  • использовать товарные знаки и иные средства индивидуализации в оговоренном договорными условиями объеме;
  • соблюдать инструкции относительно использования переданных прав, включая указания по оформлению помещений для сбыта;
  • сохранять конфиденциальную информацию и оказывать весь комплекс сопутствующих услуг, которые покупатели смогли бы приобрести, заключая сделки непосредственно с правообладателем.

На заметку! По договору франчайзинга передаче на возвратной основе подлежит наряду с зарегистрированной отличительной символикой созданная деловая репутация и охраняемые ноу-хау. Правообладатель рекламирует бренд, а пользователь получает налаженную бизнес-систему с гарантированными поставками и оказанием помощи. Франчайзи несет минимальные коммерческие риски и минимальные расходы на рекламные мероприятия, находясь под «покровительством» франчайзера.

Значимые договорные условия для регистрации в ФИПС

Участниками сделки могут выступать только субъекты хозяйствования. Без закрепления существенных условий государственная регистрация договора коммерческой концессии в Роспатенте не состоится. Чтобы избежать ущемления интересов сторон и не допустить отказа в регистрационных действиях, в контракте нужно прописать:

  1. Конкретику относительно предмета соглашения. В тексте следует указать (ст. 1027 ГК РФ):
  • передаваемые объекты интеллектуальной собственности;
  • делегируемые полномочия по использованию.
  1. Порядок расчета и выплаты вознаграждения. Выплачиваемые суммы состоят из двух частей (ст. 1030 ГК РФ):
  • фиксированного «стартового» (паушального) взноса;
  • периодических платежей (роялти), начисляемых в процентах от дохода или реализованной торговой наценки.
  1. Дополнительные ограничения. Запреты могут фиксироваться, например, в части обязательств (п. 1 ст. 1033 ГК РФ):
  • правообладателя – не передавать другим субъектам хозяйствования аналогичные права на вверенной франчайзи территории;
  • пользователя – не реализовывать товарный ассортимент по ценам, отклоняющимся в денежном выражении от установленных франчайзером.

Дополнительно можно разрешить или запретить приобретателю заключение субконцессионных соглашений на срок, находящийся в пределах периода действия основного договора.

Внимание! Поскольку регистрации в патентном ведомстве подлежит не концессионное соглашение, а использование правомочий в рамках, установленных договором, отказ от регистрационной процедуры юридически означает передачу права несостоявшейся (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). При проверках налоговые органы инкриминируют субъектам предпринимательства намеренное искусственное дробление бизнеса с целью искажения налогооблагаемого объекта и уклонения от налогообложения (ст. 54.1 НК РФ).

Алгоритм регистрации договора франшизы

Для концессионного соглашения предусмотрена письменная форма, несоблюдение которой влечет недействительность сделки (п. 1 ст. 1028 ГК РФ).  Для регистрационной процедуры необходимо представить в ФИПС:

  • подлежащий регистрации договор;
  • подписанное сторонами заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Предупреждение! При некорректности оформления документов или отсутствии в соглашении существенных условий, патентное ведомство отказывает в совершении регистрационных действий. При отказе уплаченная патентная пошлина не возвращается, а передача исключительных прав не признается. Установленный факт чреват приравниванием сделки к притворной налоговиками с доначислением платежей в бюджет и применением финансовых санкций.

Если после регистрации в договорные условия вносятся изменения или дополнения, то их также необходимо зарегистрировать в патентном ведомстве (Роспатенте). Действие договора завершается по истечении указанного срока, но может быть прекращено досрочно по инициативе любой из сторон, при выявленных нарушениях в отношении использования объекта или при признании финансовой несостоятельности правообладателя либо пользователя.

Остались вопросы? Консультации предоставляют специалисты центра «Гортест Сибирь», обращайтесь.

Задать вопрос специалисту