ХАССП для школы
Содержание
Наличие системы ХАССП в школе является обязательным, если образовательные учреждения оказываются услуги общепита, т.е. имеют пищевые блоки (буфеты, столовые и т.д.).
С англ. НACCP расшифровывается, как «Hazard Analysis and Critical Control Points» (т.е. «анализ рисков и критических точек»).
Применение ХАССП позволяет выявлять, анализировать и управлять рисками на всех этапах приготовления блюд, обеспечивая их безопасность и высокое качество.
На основании чего внедряется ХАССП?
Законодательная база по внедрению ХАССП включает:
- ТР ТС 021/2011;
- ГОСТ Р ИСО 51705.1-2001 и иные НПА;
- Постановление, СП (Сводом правил) Главного гос. санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении правил санитарии СП 2.4.3648-20»;
- СанПиН (вступил в силу с января 2021 года) – 2.3/2.4.3590-20;
- СП 1.1.1058-01 и т.д.
Из чего состоит ХАССП?
ХАССП для школы предусматривает разработку внутренней документации, в которую входят:
- Документированные процедуры (ДП). Например, это могут быть ДП «Хранение, ДП «Управление аллергенами», ДП «Входной контроль», ДП «Личная гигиена персонала» и иные.
- Схемы. Например, схемы потоков для персонала верхней и рабочей одежды, движения готовой продукции, дезинсекции и дератизации, иные.
- Приказы.
- План ХАССП.
- Рабочая документация.
- Программа производственного контроля (ППК).
Для составления указанных выше документов специалистами:
- определяются контрольные точки (ККТ) – т.е. виды возможных опасностей на каждом этапе, проводится их анализ, мониторинга на всех этапах;
- проверяется обустройство и подготовка пищеблоков в согласно санитарно-гигиеническим нормам и требованиям ГОСТ;
- организуется обучение сотрудников школ по работе с системой.
Таблица №1 «Виды опасностей при организации питания детей в школах и их источники»
Стадия процесса |
Опасность и ее источник |
Степень риска |
Поступление продуктов
на склад |
|
Не велика, если правильно выполнен входной контроль и налажена работа с поставщиками |
Хранение продуктов
на складе |
|
Высокая |
Подготовка посуды и
инвентаря |
|
Не высокая, если выполняются нормативы |
Кулинарная обработка |
|
Высокая |
Реализация (раздача) | биологическая – нарушена технология приготовления | Не высокая |
Прием пищи | биологическая – загрязнение патогенными микроорганизмами и их рост | Не высокая, если соблюдаются правила внутреннего распорядка |
Процедура внедрения принципов ХАССП в школе
Первоначально органом по сертификации, при содействии которого осуществляется внедрение ХАССП в школе, формируется рабочая группа для описания сырья и готовых блюд (меню), разработки политики безопасности.
Затем осуществляется формирование блок-схем технологических процессов, анализ негативных факторов/рисков и установление ККТ, система мониторинга, проводятся мероприятия по внесению корректировок.
В процесс разработки документации составляется план по работе ХАССП в школе, ППК (программа производственного контроля).
Программа производственного контроля ХАССП в школе
Составляется программа производственного контроля школы по новому СанПиН 2.3/2.4.3590-20Э, который был введен в действие в январе 2021 года.
В ППК излагаются основные аспекты функционирования системы ХАССП в школе.
Таблица №2 «Содержание ППК для школы»
Раздел | Краткое содержание |
Общие положения |
|
Состав ППК |
|
Требования к тех. оснащению пищеблока, используемым инвентарю, посуде | Списки оборудования для помещений пищеблока и склада, приводятся план-схемы помещений, требования к тех. устройствам, посуде и инвентарю (материал изготовления, наличие необходимой маркировки и т.д.) правила сбора пищевых отходов и т.д; |
Требования к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых
продуктов и кулинарных изделий |
Правила проведения контроля приемки сырья, список документов для регистрации продукции (журнал бракеража, журнал учета температурных режимов холодильного оборудования и т.д.), порядок хранения, необходимость наличия измерительных приборов (влажности/температуры воздуха), виды используемой посуды для хранения и другое |
Порядок проведения ПК | Виды опасных факторов (перечисляются биологические, физические и химические опасности), их степень риска, список ККТ, правила приемки сырья, периодичность проверок и т.д. |
Мероприятия, предупреждающие возникновение и
инфекций и отравлений |
|
Списки должностей, подлежащих медосмотрам и обучению по санитарии и гигиене |
|
Возможные аварийные ситуации, приводящие к остановке производства и
нарушениям, создающих угрозу сан.-эпидемиологическому благополучию
|
|
Выполнение принципов ХАССП | Сведения о составе рабочей группы, квалификации сотрудников, входящих в эту группы, выполняемые функции и другое. |
В программе производственного контроля в школе также перечислены виды пищевой продукции, которую недопустимо использовать при организации питания детей. Это, к примеру:
- продукты с истекшем сроком годности или без маркировки;
- продукция, не соответствующая нормам безопасности по ТР ТС;
- субпродукты (кроме печени говяжьей, сердца, языка);
- яйца, скорлупа которых была повреждена в ходе транспортировки или хранения;
- квас;
- грибы;
- соусы острые и кетчупы;
- и иные.
Таким образом, соблюдение принципов HACCP включает:
- определение факторов и рисков, которые могут оказать негативное влияние на безопасность пищевой продукции;
- определение ККТ, а также пределов для каждой из точек;
- проведение мониторинга в установленные сроки;
- своевременное осуществление корректировок для эффективного функционирования системы;
- оперативное документирование и т.д.
На практике самостоятельно внедрить ХАССП в образовательном учреждении сложно, поэтому целесообразно обратиться за содействием к специалистам.
Оформление сертификата ХАССП
После внедрения принципов ХАССП может быть оформлен сертификат.
Срок действия сертификата ХАССП – 3 года.
Получите консультацию специалиста «ГОРТЕСТ СИБИРЬ» по вопросам внедрения ХАССП в школе уже сейчас – просто заполните форму обратной связи или позвоните по телефону горячей линии!