ХАССП для столовой
Содержание
Все организации, осуществляющие деятельность по производству и продаже продуктов питания, должны внедрить систему менеджмента на основе принципов HACCP. Эти требования касаются и заведений общепита, которые специализируются на подаче блюд в отведенных для этого помещениях или продают еду на вынос.
Вне зависимости от способов подачи блюд, кафе / рестораны / столовые должны соблюдать требования законодательства, установленные в ТР ТС 021/2011. Технический регламент контролирует безопасность пищевых продуктов, которые попадают в реализацию на территории ЕАЭС, в том числе порядок их сбыта и реализации.
Отсутствие системы ХАССП в столовой, кафе, ресторанах быстрого обслуживания, павильонах и в иных заведениях, продающих еду на вынос или осуществляющих услуги по доставке еды на дом, – основание для привлечения их собственника к административной ответственности согласно КоАП РФ.
Какие документы необходимо оформить для реализации пищевых продуктов?
Согласно требованиям ТР ТС 021/2011 и других тех. регламентов, на все продукты питания должны быть зарегистрированы декларации соответствия.
Для декларирования применяются следующие схемы:
Схема | Заявитель | Форма выпуска | Особенности оценки соответствия | Срок действия декларации |
3д | Изготовители, уполномоченные иностранными изготовителями лица на территории ЕАЭС | Серийный выпуск | Доказательственная база заявителя или протоколы испытаний, полученные в аккредитованной лаборатории.
Проверка состояния производства. |
до трех лет |
4д | Изготовители и продавцы, в том числе импортеры | Отдельные партии | Доказательственные документы заявителя или протоколы аккредитованной лаборатории | до истечения срока годности продуктов |
6д | Изготовители, уполномоченные иностранными изготовителями лица на территории ЕАЭС | Серийный выпуск | Доказательства заявителя или протоколы аккредитованной лаборатории.
Проверка производственных условий. Сертификация системы менеджмента. |
до пяти лет |
По итогам испытаний образцов составляется протокол. Если он положительный, то предприниматель вправе зарегистрировать декларацию в реестре ФГИС Росаккредитации (ФСА) с помощью электронной подписи.
Важно! От вида пищевого оборудования, используемого на предприятии, напрямую зависит качество продуктов питания, их безопасность для потребителя. По этой причине на все приборы, механизмы и аппараты, задействованные на пищеблоках для производства, механической обработки или переработки пищевой продукции, должны быть оформлены декларации по ТР ТС 010/2011. Электрическая техника для изготовления и хранения пищи также подлежит оценке соответствия, но уже по требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011, ТР ЕАЭС 037/2016.
Для реализации еды на вынос предприниматель должен получить штрих-коды. Посредством их сканирования осуществляется идентификация товаров, учет, отслеживается движение продукции.
После оформления разрешительной документации на продовольствие и пищевое оборудование, владелец заведения общественного питания может переходить к внедрению ХАССП для столовой и к разработке программы производственного контроля (ППК).
Что представляет собой ISO 22000?
Устаревший механизм контроля качества продуктов питания, действовавший ранее (до 2011 года) в организациях общепита, не является эффективным. Он не обеспечивает должный уровень безопасности продукции, не дает возможности быстро отреагировать на выявленные проблемы. Дополнительные испытания микробиологических свойств сопряжены с затратами времени и финансов, но даже они не позволяют выявить ряд опасных факторов.
Стандарт НАССР нацелен на оценку не только окончательного результата – готового изделия, но и на всю цепь производства – от приемки сырья до продажи потребителю.
Главные принципы стандарта – это:
- определение контрольных критических точек (ККТ);
- разработка комплекса мер, позволяющих осуществлять их постоянный контроль.
Применение стандартов ХАССП позволяет предотвратить обращение некачественного продовольствия и минимизировать уровень брака на пищевом производстве.
Внедрение принципов ХАССП в столовых школ, детских и других учреждений обеспечивает безопасность продовольствия, возможность непрерывного контроля качества, обнаружения рисков и принятия мер для их предупреждения и ликвидации последствий.
Принципы HACCP (ISO 22000)
Внедрение программы ХАССП для столовой предусматривает соблюдение семи принципов HACCP:
Принципы HACCP | Описание |
1 |
Оценка возможных рисков и опасностей, вероятности их появления
Оценка опасности последствий |
2 |
Определение ККТ – этапов изготовления продукции, на которых требуется особый контроль, необходимый для минимизации потенциальных рисков |
3 |
Установление предельно допустимых значений для каждой ККТ в отдельности |
4 |
Обеспечение программы непрерывного мониторинга – наблюдения, лабораторные испытания, измерения и т.д. |
5 |
Разработка комплекса мероприятий, которые заключаются в перечне корректирующих действий в случае, если выявляются отклонения, нарушения или определенная ККТ выходит из-под контроля |
6 |
Разработка процедур, позволяющих периодически проверять, соответствует ли система менеджмента на предприятии стандарту HACCP. |
7 |
Учет и документирование данных, связанных с функционированием системы менеджмента
Оптимизация документооборота компании |
Что такое ППК по ХАССП?
Программа производственного контроля ХАССП в столовой – один из главных документов, который подтверждает соблюдение санитарных, эпидемиологических и гигиенических норм, установленных в СП 1.1.1058-01, СП 2.3.6.1066-01, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и др.
План по работе ХАССП в столовой включает в себя:
- Перечень выявленных слабых сторон и потенциальных рисков.
- План мероприятий, направленных на обеспечение безопасности сырья и готовой продукции, качества услуг общепита.
- Распределение обязанностей, зон ответственности сотрудников заведения.
- Плановое проведение медосмотров персонала.
- Ознакомление сотрудников с санитарными правилами.
- Регулярное проведение уборки, санитарной обработки оборудования и помещений, предназначенных для приема и приготовления пищи (дезинфекция, дезинсекция, дератизация).
- Периодическое тех. обслуживание пищевого оборудования, при необходимости – проведение своевременных ремонтов.
- Соблюдение требований законодательства при утилизации пищевых отходов и т.д.
ППК составляется один раз. Документ не имеет срока действия. Актуализация ППК потребуется только в исключительных случаях, например, если существенно изменится принцип работы заведения.
Как происходит интеграция системы менеджмента?
Предприниматели могут не только внедрить систему менеджмента, но и в добровольном порядке сертифицировать ее. Это дает возможность:
- повысить эффективность работы заведения;
- создать положительную репутацию;
- укрепить доверие клиентов и посетителей столовой;
- повысить лояльность надзорных органов и т.д.
Для сертификации ХАССП в учреждениях общепита, в том числе в столовых, по стандарту ISO 22000 осуществляется комплекс проверок, по итогам которых выдается сертификат.
Этапы интегрирования системы менеджмента в деятельность предприятия касаются всех процессов, связанных с изготовлением продуктов питания. Сертификат ISO 22000 выдается после анализа работы организации и проведения всех оценочных мероприятий.
На первом этапе проверяется наличие обязательной документации:
- приказов, должностных инструкций;
- разрешительных документов на продукты, пищевое оборудование;
- технической документации (рецептуры, ТТК, ТИ и др.);
- контрактов с поставщиками, фирмами-перевозчиками и т.д.
При необходимости разрабатываются недостающие документы или вносятся изменения в действующие.
Для проведения аудита создается рабочая группа. Экспертами выполняются следующие мероприятия:
- Разработка программы оценки и контроля качества продукции. Продовольственное сырье должно приобретаться только у продавцов, имеющих разрешительные документы, подтверждающие безопасность. При необходимости могут осуществляться выборочные испытания в лаборатории, чтобы опасные факторы были обнаружены вовремя.
- Вынесение рекомендации по замене устаревшей техники на современное, высокотехнологичное оборудование с целью автоматизации и повышения эффективности технологических процессов.
- Проверка наличия контрактов на обслуживание техники.
- Оценка условий, в которых хранятся сырье и готовые блюда.
- Разработка мероприятий по периодичности дезинфекционной обработки оборудования, цехов для приготовления пищи и залов для посетителей. Проверка соблюдения персоналом санитарных норм.
- Проверка условий бесперебойной работы систем вентиляции и водоснабжения.
- Оценка квалификации руководящего состава и работников столовой в соответствии с занимаемыми ими должностями. Проведение переподготовки, обучения, аттестационных процедур согласно требованиям ISO 22000.
- Принятие мер с целью обеспечения взаимодействия с клиентами заведения (оперативность изучения жалоб и претензий, реагирования на них).
Для интеграции системы менеджмента HACCP применяются положения следующих стандартов:
Стандарт ГОСТ Р | Область применения |
ИСО 22000-19 | Порядок внедрения системы управления качеством и безопасностью продуктов питания |
56766-15 | Услуги общепита. Требования к процессам производства и продажи продовольственной продукции |
56671-15 | Разработка программ по внедрению ХАССП |
51705.1-01 | Управление качеством на основе стандарта HACCP |
31984-12 | Услуги в сфере общепита |
30390-13 | Продажа продукции в заведениях общепита |
При положительном заключении по итогам проверок выдается сертификат на срок до 3-х лет.
Чтобы оценить результативность применения на предприятии принципов ХАССП, раз в год эксперты осуществляют инспекционную проверку.
Внедрение ХАССП в столовой – сложный и трудоемкий процесс. Рекомендуем доверить его экспертам центра сертификации «ГОРТЕСТСИБИРЬ». Перечень необходимой для интеграции стандарта с процессами организации документов, стоимость и сроки оказания услуг по сертификации ХАССП можно узнать по телефону или онлайн.
Консультации предоставляются бесплатно!