Защита прав потребителей в сфере страхования
Содержание
Современное страхование — это деятельность, при осуществлении которой задействуются сложные финансовые, экономических и юридические механизмы. Для большинства потребителей тексты правил страхования, изобилующие специальными терминами, не всегда совершенно понятны. Нередко недобросовестные компании, предоставляющие страховые услуги, пользуются этим в своих корыстных интересах. Защита прав потребителей в сфере страхования в законодательном плане опирается на одноименную главу ГК Российской Федерации и на Закон «О защите прав потребителей».
Правовые инструменты защиты
Основными юридическими механизмами, стоящим на страже клиентов страховых компаний, являются:
- право на получение полной информации о компании, перечне услуг и их условиях для получения возможности сделать правильный выбор;
- страховщик несет ответственность за нарушение им взятых на себя договорных обязательств;
- компенсация вреда (как материального, так и морального), который был нанесен потребителю вследствие ненадлежащего исполнения своих обязательств страховщиком;
- возможность выбора места для обращения в суд лицом, чьи права были нарушены;
- освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.
Основные проблемы потребителей услуг страхования
Для обычного гражданина, если он не юрист и экономист одновременно, перед заключением договора страхования могут возникнуть некоторые проблемы.
- Если соглашение со страховой фирмой заключается на длительный срок (несколько лет), возникает риск изменения экономического положения как самого страхователя, так и государства в целом. В новых условиях и взнос за страховку, и выплата в случае наступления страхового случая могут быть неприемлемы. Так же в долгосрочной перспективе изменений может претерпеть и законодательство.
- Отсутствие полной информации о предоставляемой услуге и самой страховой организации. Чаще всего в рекламных брошюрах содержится скудная информация, обладая которой практически невозможно составить всестороннее объективное представление о надежности страховщика и условий предоставления соответствующей услуги.
- Недостаток знаний для защиты своих прав, как потребителя, в случае нарушений страховщиком своих обязательств по договору или норм гражданского законодательства.
Как избежать ошибок
Защита прав потребителей начинается с активных действий самого потребителя еще на этапе подготовки к заключению соглашения.
Выбор страховщика
Будущему страхователю необходимо тщательно изучить местный рынок страховых услуг в поиске самой надежной компании-страховщика. В конечном счете возможность получения страховых возмещений зависит от финансовой состоятельности компании. Поэтому стоить изучить наличие у фирмы ликвидных активов. Наиболее ликвидными активами считаются непосредственно денежные средства и их эквиваленты, краткосрочные финансовые вложения и недвижимое имущество. Кроме того, стоит попросить у компании лицензию, дающую право заниматься тем или иным видом страховой деятельности.
Условия договора
Тексты договоров страхования зачастую очень сложные. Если у будущего страхователя есть адвокат или юрист, — лучше воспользоваться его помощью. Страховое соглашение должно быть оформлено в письменном виде. Исключение составляют договоры обязательного государственно страхования. В соответствии с положениями Закона, письменная форма может быть представлена как в виде классического документа, содержащего пункты (статьи) и подписи обеих сторон, так и полисом (свидетельством или сертификатом). Нужно отметить, что факт получения страхователем таких документов будет равносилен согласию с условиями соглашения по страховке.
Компании-страховщики в абсолютном большинстве случаев составляют Правила страхования и тексты соглашений самостоятельно. Защищаясь от возможной ответственности перед страхователем после наступления страхового случая, фирмы специально используют сложные формулировки, которые могут сбить с толку или запутать потребителя. Информация об услуге должна быть изложена в полном объеме, а ее смысл должен быть абсолютно понятным для клиента.
Условия платежей
Центральное место в структуре соглашения о страховании занимают нормы, регламентирующие порядок осуществления платежей, в том числе компенсации при наступлении страхового случая.
Продолжительные сроки действия страховых сделок подразумевают большую вероятность возникновения инфляционных рисков. Для их минимизации можно настоять на включении в текст условия о пересмотре размеров выплат в случае превышения инфляцией определенного уровня.
Если в договоре содержится валютная оговорка, то есть размер платежей зависит от курса выбранной сторонами иностранной валюты к рублю, такой курс должен быть четко установлен в тексте соглашения.
Порядок осуществления всех платежей как со стороны страхователя, так и со стороны страховщика должен быть внятно описан и не может иметь неоднозначной трактовки.
Алгоритм защиты прав страхователя
Застрахованное лицо может отказаться от исполнения условий соглашения о страховании в любой момент при условии компенсации страховой компании всех понесенных ею расходов, связанных с заключением такого соглашения.
Если условия договора нарушены компанией, застрахованный может обратиться с заявлением непосредственно в представительство компании, предоставившей услугу. Заявление должно содержать изложение сути претензии и требование о восстановлении нарушенных прав.
Так как надзор и контроль за страховыми осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, обратиться с жалобой на страховщика можно в ее региональное отделение. В Сибирском федеральном округе региональное отделение находится в г. Новосибирск.
Гражданский процессуальный кодекс РФ предоставляет право обращения лица, чьи права нарушены, непосредственно в суд. Закон допускает подачу искового заявления на выбор истца в суд:
- по месту жительства заявителя;
- по месту заключения или исполнения страхового соглашения;
- по месту регистрации юридического лица страховщика.
Если иск содержит требование осуществить положенную страховую выплату, наряду с этим заявитель может просить суд компенсировать и моральный ущерб. Величину морального вреда заявитель может определять по собственному усмотрению. При этом размер требуемой компенсации должен быть обоснован в тексте заявления.
При обращении в суд с иском о защите нарушенных прав, потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины.