Защита прав потребителей в сфере купли-продажи товаров
Содержание
Каждый человек, когда ежедневно покупает товары и пользуется услугами, является потребителем. Зачастую покупки в магазине или в интернете могут испортить не только настроение, но и стать источником опасности. Недобросовестный производитель, некачественные материалы, проблемы при транспортировке могут стать причиной обращения потребителя за защитой прав в сфере купли-продажи товаров.
Суть понятия
Защита прав потребителей – это комплекс мер, задача которых пресечь деятельность недобросовестных производителей, продавцов и исполнителей, если они с целью наживы заведомо предлагают некачественный товар и предоставляют некачественную услугу. Эта проблема особенно характерна для розничной торговли. Тем, кто столкнулся с такой ситуацией, должны знать о наличии в законодательстве специальных норм, где прописана возможность защиты прав потребителей – возврат товара, замена либо компенсация при подтверждении фактов морального или материального ущерба.
Источники правового регулирования
Нормы закона и органы государственной власти помогают урегулировать спорные вопросы и отладить взаимодействие участников. Особенно остро данный вопрос стоит для сферы купли-продажи товаров в рамках правового поля, поскольку нарушение прав потребителей в силу поставки и реализации некачественного товара – распространенная проблема.
Основной нормативно-правовой акт (НПА), который принят законодательным органом государственной власти и является источником правового регулирования в сегменте реализации товаров – это закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП). В нем представлены общие стандарты. Конкретизация пунктов системообразующего закона дается в иных нормативных актах. Таким образом, объединив обязательные нормы и правила, регулирующие общественные отношения, законодатели сумели сформировать правовую систему, что позволило обеспечить правоприменение и защиту интересов потребителей.
Ссылки и статьи, защищающие права покупателей, есть в Гражданском кодексе (ГК) и Кодексе об административных правонарушениях, а также федеральных законах. В них прописан комплекс мер, которые защищают права покупателей. Практика применения свидетельствует об эффективности утвержденных норм.
Способы защиты
ЗОЗПП предоставляет и допускает использование потребителем целого списка методов – законных способов защиты, которые обеспечивают реализацию прав. Большинство из этих мер физическое лицо вправе использовать еще в досудебном порядке.
Потребитель, обращаясь к продавцу, может обращаться к следующим способам защиты:
- Расторжение или изменение договора. В случае приобретения товара с браком, при отсутствии достоверных или неполных данных, покупатель вправе выдвинуть требование о расторжении договора. Аналогичным образом можно поступить при нарушении требований по безопасности. При этом клиент возвращает товар продавцу.
- Возмещение убытков. В соответствии с ГК РФ лицо имеет право требовать возмещение убытков, причиной которых является покупка некачественного изделия. Это сумма определяется исходя из понесенных расходов, например, покупка аксессуаров, если те приобретались в дополнение к некачественному товару. Это условие действует вне зависимости от того аксессуары были с браком или нет.
- Взыскание неустойки. В случае отказа или невыполнении продавцом требований покупателя о возврате продукции, материальных средств, проведении гарантийного ремонта либо несоблюдении установленных для этого сроков, клиент может взыскать неустойку: 1% от стоимости покупки исходя из количества дней просрочки.
Еще один метод защиты прав потребителей – возмещение морального вреда. Суд в индивидуальном порядке определяет сумму компенсации, если подтвержден факт причинения покупателю морального вреда.
Куда обращаться
Получить квалифицированную помощь потребитель может, обратившись в частные организации и юридические компании. Юрист даст развернутые консультации по вопросам защиты прав и возврату товара, составит и направит претензии, подаст иск в суд.
Несмотря на множество вариантов, специалисты советуют изначально составить претензию и направить ее продавцу товара. Если ожидаемый результат так и не был достигнут, потребитель вправе обратиться в госорганы:
- Роспотребнадзор. Занимается защитой прав потребителей на федеральном уровне. Покупатель может подать жалобу в свободной форме, лично посетив ведомство, или отправить ее через официальный сайт Роспотребнадзора.
- Прокуратура. Это надзорный орган, который контролирует соблюдение прав и в случае необходимости применяет меры воздействия по отношению к продавцу либо инспектору Роспотребнадзора.
- Суд. Обращение с иском в суд предусмотрено в ст. 17 ЗОЗПП. Это действенный способ реализации прав, что позволяет вернуть товар продавцу или производителю + дополнительно взыскать неустойку, убытки, причиненный моральный вред.
«Покупатель всегда прав!» – фраза, которую говорят и слышат покупатели практически ежедневно. Нарушение прав потребителей в силу роста покупательского спроса и развитием сферы услуг является одной из самых частых причин обращения за юридической помощью. Грамотное сопровождение юриста позволяет отстоять права, возместить ущерб и в перспективе пресечь возникновение подобных ситуаций.