Декларация на клюкву
Содержание
Клюква (Vaccinium subg. Oxycoccus) — это небольшая кисло-сладкая ягода, широко известная своими полезными свойствами. Она растет в северных широтах, используется в свежем или переработанном виде. Клюкву часто замораживают, применяют в кулинарии для приготовления соусов, напитков, десертов, а также в консервировании. Также ягода популярна в народной медицине, фармакологии благодаря своим антиоксидантным и противовоспалительным свойствам.
Выпуск клюквы или клюквенной продукции разрешается после лабораторной проверки безопасности и оформления обязательной документации.
Нужен ли сертификат на клюкву?
Согласно законодательству РФ и Таможенного/Евразийского экономического союза (ТС/ЕАЭС), на клюкву требуется оформлять следующие разрешительные документы:
- Для свежей ягоды (код ТН ВЭД 0810) — декларацию о соответствии требованиям ТР ТС 021/2011 (общие нормы безопасности пищевой продукции), ТР ТС 022/2011 (правила маркировки) и фитосанитарный сертификат о карантинной безопасности растительной культуры.
- Для обработанной ягоды с добавлением сахара или других добавок (код ТН ВЭД 2008) – только декларацию. В этом случае при декларировании клюквы, кроме ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011, применяется также ТР ТС 029/2012, который устанавливает требования безопасности для пищевых добавок, ароматизаторов и пр.
Справка! При декларировании клюквенных морсов, соков, пюре руководствуются также положениями профильного ТР ТС 023/2011.
Сертификат на клюкву получают дополнительно, для подтверждения качественных характеристик продукции.
Ягоды, собранные для собственных нужд, не для продажи и получения коммерческой выгоды, обязательной оценке не подлежат.
Порядок декларирования клюквы
Процесс оценки включает подготовку документации, проведение испытаний продукции согласно требованиям техрегламентов ТС и госстандартов по определению содержания токсичных элементов: ртути, мышьяка, меди, свинца, цинка и прочих (ГОСТ 26927, ГОСТ 26930 — ГОСТ 26934), регистрацию электронной декларации в системе ФГИС Росаккредитации.
Чтобы принять и зарегистрировать документ, заявителю требуется:
- получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) – обязательное условие для электронного документооборота;
- установить необходимые плагины для ЭП в браузерах, таких как Google Chrome или Яндекс, что обеспечит безопасность и подлинность передаваемой информации;
- создать личный кабинет на сайте ФСА (через аккаунт на Госуслугах).
В систему вносятся все сведения о продукции, производителе, заявителе, включая доказательства соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза — протоколы экспертизы. При запросе проверяющих инстанций предприниматель обязан предоставить эти доказательные материалы. В противном случае декларацию могут аннулировать.
Важно! Ответственность за безопасность товара и достоверность предоставленной информации при декларировании полностью лежит на заявителе.
Срок действия декларации на партию сушенных, свежих ягод или изделий из них равен периоду годности продукта, для серийного выпуска составляет 1-5 лет, но максимальный срок устанавливают только при наличии у компании сертификата ХАССП, оформленного по стандарту ИСО 22000.
Справка! ХАССП на пищевом производстве — это системный подход к обеспечению выпуска безопасных продуктов питания. Его обязательное применение на производственных предприятиях установлено пунктом 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011.
Что такое ХАССП для пищевого предприятия?
Система ХАССП включает в себя семь основных принципов, направленных на идентификацию, управление потенциальными опасностями на всех этапах изготовления, выпуска продовольственных товаров. Для составления и внедрения такой программы:
- проводится изучение опасных факторов на производстве, которые могут спровоцировать риски для здоровья потребителей;
- выявляются контрольные критические точки (ККТ) — этапы, на которых обнаруженные опасности должны быть минимизированы или полностью устранены;
- для каждой ККТ устанавливаются предельные показатели для контроля, что позволяет определить, когда фактор риска наименее и наиболее опасен;
- разрабатывается система отслеживания этих показателей, что включает в себя регулярное тестирование и мониторинг.
Программа ХАССП также предусматривает определение конкретных действий, которые требуется предпринять, когда показатели выходят за пределы нормы. Например, изменение производственного процесса, усиление контроля качества и другие меры.
Организация регулярных проверок показателей обеспечивает непрерывный контроль над производственным процессом, снижает выпуск бракованных изделий. Все данные и результаты контроля тщательно документируются, включая ведение журналов, рабочих листов.
Для подтверждения, что система ХАССП внедрена, успешно применяется на предприятии, проводится процедура добровольной сертификации системы менеджмента по ИСО 22000.
Сертификат ХАССП подтверждает соответствие предприятия стандарту, служит дополнительным преимуществом для потребителей, партнеров. Срок действия сертификата обычно составляет до трех лет, после чего требуется повторная оценка эффективности системы.
Документы для регистрации декларации на клюкву
Чтобы задекларировать ягоды, необходимо подготовить комплект документации:
- информацию о производителе/заявителе – название, реквизиты;
- копии свидетельств ОГРН, ИНН фирмы;
- описание продукции;
- ГОСТ/технические условия (ТУ) – для российского производства;
- рецептуры, ТТК на клюквенные изделия;
- программу производственного контроля (ППК);
- номер контракта, инвойса, данные уполномоченного лица, письмо на ввоз образцов — если ягода импортируется;
- фитосанитарный сертификат – для свежей, необработанной культуры;
- этикетку;
- иное.
Список документов составляется под запрос для конкретной ситуации.
Маркировка клюквы
Этикетка товара должна содержать следующие потребительские сведения:
- название культуры/продукта;
- помологический сорт (для свежих ягод);
- торговая марка (при наличии);
- реквизиты изготовителя, включая страну, местонахождение производства;
- масса или объем продукта;
- сведения об организации, уполномоченной иностранным производителем принимать претензии от потребителей;
- пищевая ценность;
- условия хранения;
- дата изготовления, упаковывания продукта;
- срок годности;
- обозначение нормативного документа, по которому изготовлена продукция (ГОСТ/ТУ);
- знак «ЕАС»;
- данные о наличии ГМО (если содержание модифицированного компонента превышает установленную норму);
- прочая информация.
Эти сведения на этикетке позволяют потребителям сделать осознанный выбор при покупке товара.
Справка! Маркировка соковой продукции проводится по требованиям ТР ТС 023/2011 (статья 11).
Добровольная сертификация клюквы
После регистрации обязательной декларации производители/поставщики могут также оформить добровольный сертификат на товар. Это повышает доверие к продукции, подтверждает качественные характеристики.
Дополнительную сертификацию реализуют в рамках подходящего стандарта. Например, свежую ягоду проверяют по ГОСТ 33309-2015, чтобы доказать, что запах, вкус, цвет, внешний вид соответствуют требованиям указанного госстандарта. Либо проверку организуют по ТУ. Тех. условия разрабатывают и при желании регистрируют, когда положения ГОСТ не полностью подходят.
Кроме того, получают сертификаты ЭКО, БИО, чтобы доказать экологическую безопасность, натуральность товара, регистрируют штрих-коды. Эти дополнительные шаги способствуют сотрудничеству с торговыми сетями, маркетплейсами.
Чтобы оформить обязательные документы для производства, оборота клюквы, черники или иной ягоды на территории ЕАЭС, а также добровольные сертификаты для продвижения на рынке, обращайтесь в центр сертификации «Гортест Сибирь». Консультации бесплатные.